AAAAA A A А x

Информационно - справочный материал

1. Федеральным законом от 28 июня 2021 г. № 231 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 29 июня 2022 года) устанавливаются дополнительные условия, исключающие владение огнестрельным оружием в отношении отдельных категорий лиц:

не достигших возраста 21 года, за исключением граждан прошедших либо проходящих военную службу , а также граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, граждан, занимающихся профессиональной деятельностью связанной с охотой, работников юридических лиц с особыми уставными задачами и спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта;

имеющих снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико - фармакологических препаратов; имеющих снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;

имеющих снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;

имеющих снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);

два или более раза осужденных за совершение преступления; привлеченных к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания. А ровно привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - до истечения одного года со дня окончания срока в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Также устанавливается, что:

оружие является источником повышенной опасности (данное положение влечет за собой возложение на владельца оружия повышенной гражданско-правовой ответственности);

для приобретения огнестрельного оружия, имеющего сверловку ствола типа «Ланкастер», а также имеющего нарезную (до 140 мм) часть ствола («парадокс») необходим 5-летний стаж владения огнестрельным гладкоствольным оружием;

для приобретения в целях самообороны или охоты многозарядного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (имеющего магазин или барабан) необходимо владеть гражданским длинноствольным огнестрельным оружием, имеющим не более двух стволов не менее двух лет; все обращенное в государственную собственность оружие, в том числе конфискованное и выморочное, будет уничтожаться Росгвардией;

собственники оружия (за исключением государственных военизированных организаций и юридических лиц, производящих оружие и патроны к нему) вправе сдать принадлежащие им оружие и (или) патроны к нему в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, для уничтожения. Оружие и (или) патроны к нему безвозмездно уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации на основании заявления их собственника без возмещения собственнику стоимости таких оружия и патронов к нему;

основанием для аннулирования и изъятия разрешительных документов является неисполнение лицом, владеющим на законном основании оружием, обязанности по предоставлению оружия для осмотра или предоставления доступа к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия;

изъятие оружия производится в случае невыполнения лицом, осуществляющим ношение оружия, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Одновременно с этим, устанавливается запрет на:

хранение юридическими лицами (за исключением государственных военизированных организаций) оружия в помещениях, предназначенных для его хранения, не оборудованных охранной сигнализацией с выводом на пульт охраны организаций, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять охрану соответствующих помещений; хранение списанного оружия гражданами и юридическими лицами (за исключением государственных военизированных организаций) без уведомления об этом в соответствии с настоящим Федеральным законом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа по месту жительства гражданина, либо по месту нахождения юридического лица;

переделку оружия (т.е. замену или изменение формы и (или) размеров основных частей огнестрельного оружия, либо деталей ударного и спускного механизмов оружия, замену или изменение частей списанного оружия, пневматического оружия, сигнального оружия, газового оружия или метального стрелкового оружия, которые повлекли изменение технических характеристик оружия, учитываемых при сертификации оружия (обязательном подтверждении соответствия), уничтожение или изменение маркировочных обозначений, номера и (или) клейма оружия);

распространение в средствах массовой информации, а также в информационно - телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по незаконному изготовлению оружия и его основных частей.

Также устанавливается обязанность:

владельцев огнестрельного оружия, подлежащих периодической проверке знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган, выдавшие разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, документы, подтверждающие прохождение ими указанной проверки;

владельцев оружия в случае его утраты незамедлительно информировать об этом Росгвардию и органы внутренних дел; владельцев списанного оружия уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган о его продаже или дарении;

владельцев оружия представлять оружие для осмотра, а также обеспечивать доступ к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, в целях выполнения контрольных функций;

собственников оружия перед сертификацией (обязательным подтверждением соответствия) гражданского и служебного оружия получения заключения МВД России о его соответствии криминалистическим требованиям; собственников оружия и (или) патронов к нему, находящегося на хранении в войсках национальной гвардии Российской Федерации, либо органов внутренних дел, совершить их отчуждение, либо получить их в течение одного года со дня приема их хранение (в противном случае оружие и (или) патроны будут обращены в государственную собственность и уничтожены).

При этом статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрены переходные положения, определяющие, что:

лицензии на приобретение гражданского оружия, выданные со дня вступления его в силу гражданам Российской Федерации, признаются действующими; в случае, если в связи с его вступлением в силу данного Федерального закона граждане Российской Федерации, имеющие в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, утрачивают право на приобретение такого оружия по обстоятельствам, наступившим до дня его вступления в силу, им разрешается хранение, хранение и ношение оружия на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении;

граждане и юридические лица, которые приобрели списанное оружие до дня вступления в силу Федерального закона, не позднее одного года со дня его вступления в силу обязаны в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган о наличии у них списанного оружия.

2. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статьи 79 и 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 марта 2022 года) определен порядок межведомственного взаимодействия между медицинскими организациями, Минздравом России и Росгвардией по обмену сведениями о владельцах оружия и результатами медицинских освидетельствований.

В частности, предусмотрено, что медицинские заключения будут формироваться в виде электронного документа и размещаться в реестре документов, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения

1. В свою очередь, Росгвардия наделяется доступом к Реестру посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Таким образом, с гражданина снимается обязанность предоставления медицинских документов в подразделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. Медицинская организация обязана проинформировать гражданина о результатах медицинского освидетельствования, о передаче информации об оформленных медицинских заключениях в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, а также выдать гражданину по его просьбе выписку о результатах медицинского освидетельствования.

В случае выявления у владельца оружия заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, медицинская организация уведомляет об этом владельца оружия и оформляет сообщение о наличии оснований для внеочередного медицинского освидетельствования и об аннулировании действующего медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (при его наличии).

Указанное сообщение формируется в форме электронного документа, размещается в реестре и направляется оператором ГИС в Росгвардию. На период прохождения медицинского освидетельствования оружие, а также разрешение и лицензия на него изымаются территориальными органами Росгвардии (либо незамедлительно сдаются владельцем оружия) до оформления гражданину медицинского заключения.

При неоформлении медицинского заключения или уклонении от внеочередного медицинского освидетельствования федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по истечении двух месяцев со дня получения владельцем оружия указанного выше сообщения, при отсутствии информации по результатам внеочередного медицинского освидетельствования аннулирует добровольно сданные или изъятые у гражданина лицензию на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия, разрешение на его хранение, хранение и ношение или хранение и использование и уведомляет гражданина о необходимости отчуждения добровольно сданного или изъятого у него оружия и патронов к нему в течение одного года со дня получения им этого уведомления, а также о средней оценочной стоимости услуг по хранению и принудительному отчуждению оружия и патронов к нему в случае отказа этого гражданина от совершения указанных действий.

3. Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 281-ФЗ « О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступает в силу с 13 июля 2021 года), направленным на усиление ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предусмотрено следующее. В частности, незаконный сбыт огнестрельного оружия (часть 2 статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации2) выделен в качестве самостоятельного тяжкого состава преступления (в предыдущей редакции — средней тяжести).

Кроме того, УК дополнен новой статьей 2222, устанавливающей ответственность за незаконный оборот крупнокалиберного огнестрельного оружия (калибром свыше 20 мм) с более строгим наказанием в виде лишения свободы (от 3 до 10 лет лишения свободы) по сравнению с наказанием за незаконный оборот иного оружия (до 3 лет лишения свободы).

К особо тяжкому составу преступления отнесены деяния, связанные с незаконным сбытом взрывчатых веществ или взрывных устройств (в соответствии с частью второй статьи 2221 УК максимальное наказание в виде лишения свободы увеличено с 5 до 11 лет).

Контрабанда огнестрельного оружия и его основных частей, совершенная группой лиц по предварительному сговору, квалифицируется как тяжкое преступление (пункт «в» части 2 статьи 2261 УК).

Установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление (часть 4 статьи 223 УК) и сбыт (часть 7 статьи 222 УК) пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж.

Также указанным Федеральным законом внесены корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которым соответствующие составы преступления относятся к последовательности органов дознания и предварительного следствия.



Важная информация

В  Н  И  М  А  Н И  Е

на территории Тамбовской области проводится Акция по приему от населения различного вида оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, находящихся в незаконном обороте, на возмездной основе.

 В этой связи за добровольную сдачу гражданами незаконно хранящихся у них оружия, основных частей огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых материалов установлены следующие размеры вознаграждений:

автоматическое оружие - 20000 рублей за одну единицу;

охотничье и спортивное оружие с нарезным стволом, а также комбинированное оружие - 5000 рублей за одну единицу;

артиллерийские снаряды, авиабомбы и кумулятивные заряды - 4000 рублей за одну единицу;

ручное реактивное оружие, гранатометы и боеприпасы к ним - 4000 рублей за одну единицу;

боевые, служебные револьверы, пистолеты, а также гражданское оружие - оружие ограниченного поражения - 5000 рублей за одну единицу;

ручные гранаты, мины - 5000 рублей за одну единицу;

охотничье пневматическое (свыше 7,5 Дж), огнестрельное гладкоствольное оружие, спортивное гладкоствольное оружие - 2000 рублей за одну единицу;

взрывчатые вещества (кроме пороха) - 1500 рублей за 100 грамм;

оружие самообороны (газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы), самодельное огнестрельное оружие - 1000 рублей за одну единицу;

детонаторы - 300 рублей за одну единицу;

порох - 50 рублей за 100 грамм;

боеприпасы к оружию с нарезным стволом - 10 рублей за одну единицу;

боеприпасы к гладкоствольному оружию - 5 рублей за одну единицу;

основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор (затворная рама), ударно-спусковой механизм, возвратный механизм, барабан, рамка, ствольная коробка) - в размере 30 процентов от суммы денежного вознаграждения, установленного за добровольную сдачу конкретного вида оружия.

Во всех случаях добровольной сдачи огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, сдающий, в соответствии с действующим законодательством, освобождается от уголовной ответственности за их незаконное хранение.

Категорически запрещается самовольно перемещать взрывные устройства, авиабомбы, артиллерийские снаряды, ручные гранаты и мины.






Оружие для граждан России: что можно и что нельзя

1. Каким оружием граждане не могут владеть?

В России не предусмотрено легальное владение гражданами короткоствольным боевым оружием – пистолетами и револьверами, а также любым оружием с автоматическим режимом огня – автоматами, пистолетами-пулеметами. Такое оружие – монополия государственных силовых структур.

2. Какое оружие можно приобрести легально?

При условии получения в Росгвардии специальной лицензии граждане могут легально приобрести: охотничье оружие, оружие самообороны, спортивное оружие, сигнальное оружие и холодное клинкового оружия, которое носят с казачьей формой или национальным костюмом.

Охотничье оружие бывает гладкоствольным и нарезным.

Гладкоствольное – классические переломные двустволки и одностволки, полуавтоматические дробовики, помповые и другие многозарядные ружья, перезаряжающиеся вручную.

Нарезное – винтовки и карабины (короткие винтовки). Среди охотничьего нарезного оружия немало переделанного из армейских образцов и иногда мало чем отличающегося от прототипов. Российский охотник может владеть снайперской винтовкой или карабином на базе автомата Калашникова или иностранной штурмовой винтовки.

Бывает и комбинированное оружие, сочетающее гладкий и нарезной ствол, а также охотничье пневматическое с дульной энергией до 25 Дж.

Главное отличие охотничьего огнестрельного оружия от боевого – возможность ведения автоматического огня и емкость магазина. Охотничье оружие должно исключать ведение огня  очередями  и  иметь емкость  магазина (барабана) не более 10 патронов. Кроме того, для охотничьего оружия существуют ограничения по размеру (минимальная длина) и видам используемых боеприпасов (армейскими патронами стрелять запрещено).

Охотничьи ножи, отнесенные по ряду параметров к оружию, также считаются охотничьим оружием и требуют разрешения на приобретение.

3. Как получить лицензию?

Лицензии на приобретение оружия и  патронов  к  нему  выдаются органами  внутренних  дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.

Право   на  приобретение  гражданского  огнестрельного  оружия ограниченного   поражения   имеют  граждане  Российской  Федерации, достигшие  возраста  21  года,  граждане Российской  Федерации, не достигшие  возраста  21  года,  прошедшие  либо  проходящие военную службу,  а  также  граждане,  проходящие  службу  в государственных военизированных организациях   и  имеющие  воинские  звания  либо специальные   звания  или  классные  чины.

Право  на  приобретение газового  оружия,  огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия   самообороны,   спортивного   оружия,  охотничьего  оружия, сигнального  оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для  ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

4. Не получат лицензию:

·        не  достигшие  возраста,  установленного законом

·        имеющие медицинских противопоказания к владению оружием (наркомания, токсикомания, алкоголизм, плохое зрение)

·        имеющие  неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление, либо снятую  или погашенную  судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия

·        отбывающие наказание за совершенное преступление

·        совершившие  повторно  в  течение  года  административное правонарушение (перечень определяется законом)

·        не имеющие постоянного места жительства

лишенные по решению суда права на приобретение оружия.




Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти 


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» граждане Российской Федерации получили возможность оценить эффективность деятельности руководителей территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (их структурных подразделений), предоставляющих государственные услуги в области оборота оружия. 

Результаты указанной оценки могут послужить основанием для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями подразделений лицензионно-разрешительной работы своих должностных обязанностей. 

Справочно: оценка (от 1 до 5 баллов) проводится в отношении четырех государственных услуг, предоставляемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы: 
1. Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов;
2. Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему; 
3. Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему. 
4. Выдача удостоверения частного охранника. 

Критерии оценки включают в себя: 
- время предоставления государственной услуги; 
- время ожидания в очереди при получении государственной услуги; 
- вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственной услуги; 
- комфортность условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга; 
- доступность информации о порядке предоставления государственной услуги. 

В целях выявления мнения гражданина о качестве предоставления государственных услуг сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы, принявший заявление о предоставлении государственных услуг, в случае согласия гражданина на участие в оценке качества предоставленной ему государственной услуги передает предоставленный им абонентский номер сотового телефона контактные, в информационную систему мониторинга государственных услуг. 

Контактные данные, поступившие в информационную систему мониторинга государственных услуг, в автоматическом режиме передаются в автоматизированную информационную систему «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг» (далее – федеральный телефонный центр), которая направляет гражданину короткое текстовое сообщение с предложением оценить качество предоставления государственной услуги. 

Гражданин сообщает свое мнение о качестве предоставления государственных услуг посредством направления ответного короткого текстового сообщения на номер, определенный оператором федерального телефонного центра. Направление короткого телефонного сообщения является для гражданина бесплатным. 

Сотрудник федерального телефонного центра может перезвонить гражданину и провести опрос по всем указанным выше критериям. Результаты оценки направляются федеральным телефонным центром в информационную систему мониторинга государственных услуг. 

Гражданин, изъявивший желание участвовать в оценке качества предоставленной ему государственной услуги, оставивший свои контактные данные, но не ответивший на короткое телефонное сообщение, также может быть опрошен сотрудником федерального телефонного центра по всем критериям. На основе поступивших в федеральный телефонный центр оценок граждан ежеквартально формируется сводная оценка по каждому территориальному органу федерального органа исполнительной власти (его структурному подразделению), результаты которой в свою очередь являются основанием для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей. 

Кроме того, граждане могут оставить свой отзыв о работе подразделений лицензионно-разрешительной работы на сайте «Ваш контроль». 

Также информируем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (далее – Постановление), с 1 января 2015 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система, обеспечивающая процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – Система). 

Жалоба на действия (бездействия) сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы совершенных при предоставлении государственных услуг, поданная с использованием Системы, будет рассмотрена в срок до 15 рабочих дней.