Обобщение и анализ практики осуществления ТУ по Тамбовской области государственного контроля в 1-ом полугодии 2019 года
Контроль за деятельность подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны
С изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» и Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» осуществление федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны возложено на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, в структуре территориальных органов которой созданы специализированные подразделения государственного контроля.
Коллегией Росгвардии, решение которой объявлено приказом Росгвардии от 26 июня 2018 г. № 220, отмечено, что передача полномочий государственного контроля в рассматриваемой сфере в войска национальной гвардии позволила упорядочить организацию надзорной работы в данном направлении, оптимизировать механизмы контрольных мероприятий и сосредоточить усилия на повышении их эффективности.
Сформированная в 2016 году трехуровневая система управления деятельностью по осуществлению контрольно-надзорных полномочий (центральный аппарат, округа войск национальной гвардии, территориальные органы) в Росгвардии сохранена и в 2019 году.
Распределение полномочий и сложившаяся организационная структура территориальных органов и центрального аппарата Росгвардии создают условия для обеспечения комплексного подхода при организации контрольной деятельности, исключения внутреннего дублирования функций, усиления контроля и координации действий территориальных органов, приближения контроля к подконтрольным субъектам в регионах.
Следует констатировать, что федеральный государственный контроль
за деятельностью подразделений охраны единственный из 5 видов государственного контроля осуществляемых Росгвардией реализуется в «общем» порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положением о федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 660.
Государственный контроль за деятельностью подразделений охраны реализуется на таких базовых принципах как законность, открытость
и доступность информации об осуществляемой деятельности, а также проведение проверок в соответствии с полномочиями органа.
Предметом рассматриваемого вида государственного контроля является охранная деятельность подразделений охраны, наличие у них законных оснований на осуществление данного вида деятельности, разрешительных документов на использование гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового оружия, специальных средств, соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность, установленных государством правил, государственных стандартов, нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности, выполнением функциональных задач, возложенных на них соответствующими федеральными органами исполнительной власти, организациями и юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Осуществление государственного контроля за деятельностью подразделений охраны можно разделить на следующие этапы:
планирование контрольно-надзорной деятельности на текущий год (осуществляется в году предшествующем году проведения проверок);
проведение плановых и внеплановых проверок в текущем году;
планирование контрольно-надзорной деятельности на будущий год;
анализ результатов контрольно-надзорной деятельности, формирование доклада об осуществлении государственного контроля и эффективности такого контроля с последующим его направлением в Минэкономразвития России для формирования доклада об осуществлении государственного контроля в Российской Федерации.
В целях обеспечения единообразного подхода к организации осуществления контроля за деятельностью подразделений охраны
во всех территориальных органах Росгвардии и проведения проверок
их деятельности на территории всех субъектов Российской Федерации одновременно, ГУЛРРиГК Росгвардии проводит перспективное планирование данной деятельности на среднесрочную перспективу. В этих целях, с учетом ограничений по проведению плановых проверок подконтрольных субъектов не чаще 1 раза в три года, формируется график проведения таких проверок на 4 года.
На основании вышеупомянутого графика территориальными органами Росгвардии в порядке установленном Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489, осуществляется разработка, согласование с органами прокуратуры и утверждение планов проведения территориальными органами Росгвардии плановых проверок юридических и индивидуальных предпринимателей на будущий год.
Комиссиями Росгвардии в ходе проверок охранной деятельности подразделениями охраны неоднократно выявлялись следующие характерные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации:
- осуществление приема граждан на работу без их проверки на наличие неснятой или непогашенной судимости. При этом нарушались положения статьи 7 Федерального закона РФ от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и статей 12, 13 Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»;
- непрохождение работниками периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. При этом нарушались положения статьи 6 Федерального закона РФ от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране», статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и п. 8.2 «Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств», утвержденного приказом МВД России от 29 июня 2012 г. № 647;
- непрохождение работниками ежегодных профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсилогические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. При этом нарушались положения статьи 6 Федерального закона РФ от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и статьи 12 Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»;
- непрохождение работниками первоначальной профессиональной подготовки. При этом нарушалось положение статьи 12 Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»;
- несоблюдение требований по инженерно-технической укрепленности комнат хранения оружия. При этом нарушались положения Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814»;
- несоблюдение порядка хранения и учета оружия и специальных средств, оформления документации по обороту оружия и специальных средств. При этом нарушались положения Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814», раздела XIII «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814;
- непрохождение работниками, исполняющими обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». При этом нарушались положения пункта «т» и «у» статьи 9 Федерального закона РФ от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».
На территории Тамбовской области осуществляют свою деятельность 10 подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (4 и 6 соответственно). Общее количество обособленных структурных подразделений (отрядов, команд) 15, из них (6 – ЮЛсОУЗ, 9 – подразделения ВО).
В рамках исполнения полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны ЮЛсОУЗ и подразделений ВО комиссиями Управления осуществлена 1 внеплановая проверка и в соответствии с Планом проведения Управления плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год проведены 3 плановые проверки. В результате проверок выявлено 5 нарушений обязательных требований, которые были устранены в ходе проверочных мероприятий.
В январе 2019 года проведена внеплановая проверка в отношении Управления специальной связи по Тамбовской области – филиала ФГУП «Главный центр специальной связи».
В апреле 2019 года проведена плановая проверка в отношении ведомственной охраны ПАО «Газпром».
В мае 2019 года проведена плановая проверка в отношении Отделения по Тамбовской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по Центральному федеральному округу.
В июне текущего года проведена проверка Отряда «Мичуринский» филиала ООО «Транснефть-Охрана» «Западное межрегиональное управление ведомственной охраны».
По результатам проверочных мероприятий составлены соответствующие акты, один из экземпляров которых вручен руководителям проверяемых организаций.
Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует более 10 тысяч объектов топливно-энергетического комплекса, совершение в отношении которых акта незаконного вмешательства, исходя из их характеристик (категории промышленной либо взрывопожарной опасности, степени критической важности) способно привести к большим жертвам среди населения либо чрезмерному ущербу экономике, социальной сфере, окружающей среде.
Около 45 % объектов, обеспечивающих добычу, производство, переработку, транспортировку и хранение топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации, находятся в ведении российских стратегических обществ, таких как ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть»,
ПАО «Транснефть», ПАО «РусГидро», ПАО «ЛУКОЙЛ».
Многие объекты являются объектами жизнеобеспечения населенных пунктов, градообразующими предприятиями, ключевыми объектами социальной и экономической инфраструктуры регионов Российской Федерации, а также крупнейшими налогоплательщиками, от надежности функционирования которых зависит экономическая и энергетическая безопасность как отдельных субъектов Российской Федерации, так и государства в целом.
В зависимости от степени потенциальной опасности устанавливаются три категории объектов ТЭК: высокой, средней и низкой категории опасности.
В ходе проверок обеспечения безопасности объектов ТЭК выявляются следующие характерные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации:
- на объектах отсутствует нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа, заглубленное в грунт на глубину не менее 0,5 м. по периметру территории;
- не проведен комплекс мероприятий по разработке и утверждению паспортов безопасности объектов ТЭК, а также отсутствует система охранной сигнализации;
- контрольно-пропускные пункты для проезда автомобильного транспорта и прохода людей не соответствуют предъявляемым требованиям;
- линейные объекты оборудованы системами сбора и обработки информации не отвечающими современным требованиям, а также отсутствует система контроля и управления доступом по одному признаку;
- на объектах отсутствует охранное освещение, а также кнопки для извещения о тревоге.
В настоящее время на территории Тамбовской области осуществляют свою деятельность 41 категорированных объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), принадлежащих 15 субъектам ТЭК. Всем указанным объектам присвоена «низкая» категория опасности.
В рамках реализации Управлением полномочий по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением безопасности объектов ТЭК в 2019 году проведено 4 внеплановых проверочных мероприятия в отношении объектов указанной категории.
По итогам проверочных мероприятий руководителям субъектов ТЭК выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений. За невыполнение в срок предписания органа, осуществляющего государственный контроль составлено 3 протокола административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Материалы направлены в Мировые суды для принятия решения
Не по одному из материалов направленному в Мировые суды сотрудниками отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Тамбовской области, решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не принималось.
В период с 21 по 31 января 2019 года проведена внеплановая выездная проверка объекта ТЭК, Никифоровская нефтебаза, расположенная по адресу: п.г.т. Дмитриевка, ул. Спортивная, 1, принадлежащая АО «Тамбовнефтепродукт». В ходе проверки установлено, что нарушения указанные в предписании устранены в полном объеме.
В период с 11 февраля по 1 марта 2019 года проведена внеплановая выездная проверка объекта ТЭК ООО «Платоновская нефтебаза», расположенный по адресу: Рассказовский район,
с. Платоновка, ул. Плотоновская, 7.
В ходе проверки установлено, что руководитель объекта в указанный срок, не исполнил пункты выданного ранее предписания.
По результатам проверки на генерального директора
ООО «Платоновская нефтебаза» составлен административный протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (за неисполнение законного предписания органа государственного контроля).
В период с 11 февраля по 11 марта 2019 года проведена внеплановая выездная проверка объекта ТЭК, котельной, расположенной по адресу: г. Моршанск, ул. Пролетарская, 8А, принадлежащей АО «Тамбовская сетевая компания».
В ходе проверки установлено, что руководитель объекта в указанный срок, не исполнил пункт предписания об устранении выявленных нарушений от 31 июля 2018 г. выданного Отделом Росгвардии по Тамбовской области.
По результатам проверки на директора Моршанского филиала АО «Тамбовская сетевая компания» составлен административный протокол по
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а также выдано предписание об устранении данного нарушения.
В мае 2019 года проведена внеплановая проверка ООО «Котовская ТЭЦ». Данная проверка проводилась с целью осуществления контроля сроков устранения нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений выданных Отделом Росгвардии по Тамбовской области по результатам плановой проверки 24 мая 2017 г. Установлено, что предписание не выполнено.
По факту выявленного нарушения на юридическое лицо ООО «Котовская ТЭЦ» в лице генерального директора, за не выполнение в срок законного предписания органа государственного контроля Отдела Росгвардии по Тамбовской области от 24.05.2017 г. составлен протокол административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)», который направлен в Мировой суд города Котовска для рассмотрения.
Фактов обжалования действий, либо бездействия должностных лиц отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Тамбовской области в рамках реализации в 2019 году рассматриваемых контрольно-надзорных полномочий, а также выдаваемых предписаний об устранении выявленных нарушений - не зарегистрировано.